Previous Entry Share Next Entry
МОЛИТВА КАК РЕАЛЬНОСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
gazeta_vozglas
Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился 13 января 1873 года в семье священника села Подмошья Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. В 1896 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1898 году будущий владыка был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха, с 1909 года он состоял ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. По отзывам современников, это был «строгий сторонник православной церковности, глубокий аскет и носитель духа святоотеческих преданий», который при любых обстоятельствах сохранял «необыкновенную выдержку, воспитанность, внимательность ко всем приходящим, особенно с духовными вопросами, и сердечную отзывчивость на всякое горе и нужду».

В 1919 году владыка Феофан, будучи уже в сане архиепископа, выехал из России в эмиграцию. Несколько лет жил в Болгарии, а затем переехал во Францию, где отошел ко Господу в 1940 году. В рассеянии архиепископ Феофан оставался, как прежде, смиренным и кротким и при этом мужественным, прямым и бескомпромиссным поборником Православия.

Некоторые из его проповедей, писем и трудов были опубликованы, хотя большинство из них до сих пор недостаточно изучены и частично лежат «под спудом». В 90-е годы XX века рукописи попали в Россию благодаря второму поколению русских православных эмигрантов. В проповедях владыки Феофана пастырское слово о молитве передает духовный опыт, необходимый и современным людям, поскольку владыка, как ученый богослов и человек, ведший подвижническую жизнь, проникал во все богословские вопросы верующим сердцем через углубленный аскетический подвиг.

Много богословских творений, исследований, пастырских наставлений и проповедей посвящено молитве – каждый автор стремится передать в них свой духовный опыт, высветить новые его грани со всей возможной глубиной и силой. Из этого источника можно черпать нескончаемо, находя каждый раз что-то для себя новое или созвучное собственным переживаниям, мыслям, опыту. Великий Пост для всех нас – это время серьезных размышлений, осмысления своего места в этом мире, укрепления в вере. Сегодня мы хотим предложить вам обратиться к наследию одного из пастырей-проповедников начала XX века архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана.

Из проповеди, произнесенной владыкой Феофаном в г. Варна (Болгарии) в 1928 г.

«Сын Божий действительно и воплотился и пострадал за род человеческий. Но чтобы эти страдания не только были совершены, но и должным образом восприняты, сначала учениками, а затем и всем человечеством, – Спаситель, во время земной Своей жизни, постепенно приготовлял Своих избранных учеников, а чрез них и все человечество, к должному восприятию сих страданий. Для сего Он многократно молится о Своих страданиях Своему Отцу Небесному. <…> И смотрите, как сильна и действенна Его молитва! Он молится о Своих страданиях, и во время молитвы Его человечество озаряется славой Его Божества. И это есть естественное последствие Его молитвы. Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполняет светом душу Иисуса. Преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, проливается на тело, и просиявает в лице. Не вмещаясь и здесь, осиявает и преображает самую одежду. Расширяясь еще далее, объемлет душу апостолов и отражается в восклицании Петровом: Добро есть нам зде быти (Мф. 17:4). Преходит в область невидимого мира, привлекает оттуда Моисея и Илию, достигает самых недр Отца Небесного и подвигает любовь Его к торжественному свидетельству о Возлюбленном: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 17:5).

О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю, и самое Божество! Подлинно величественный пример, о братие, представляет нам сия молитва Богочеловека, пример, призывающий и нас к тому, чтобы мы последовали ему и сделали его постоянным правилом своей жизни. Да не подумает никто от вас, что сей пример до нас не относится, как дело Богочеловека. Он относится и до нас. Ибо в нас, хотя и не в той степени, однако, должно совершаться то же, что и во Христе. Сие да мудрствуется в вас, – учит Апостол, – еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5).

Спаситель Богочеловек имел нужду в молитве: неужели ты, человек, не имеешь нужды в ней? Если рассматривать тебя, как тварь, как создание Божие, что значишь ты вне Божия сотворения и хранения? – Ничто. <…> Знаю это, – скажешь ты, – да не могу принудить себя к молитве, так как не имею необходимого для сего настроения. Правду говоришь ты, человек, но только из своей правды делаешь неправильный вывод. Подлинно, есть в природе человеческой странная двойственность и противоречие направлений. С одной стороны, чувство нужды в Божественном и желание общения с Богом. А с другой, – какая-то тайная неохота заниматься Божественным и наклонность убегать от собеседования с Богом. И не трудно понять, отчего это так. Первое из сих направлений принадлежит природе первозданной, а последнее природе, поврежденной грехом. Это есть продолжение до ныне того движения, которое сказалось в прародителях по первом нарушении ими заповеди Божией. Услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога (Быт. 3:8). Если ты, подобно прародителям твоим, хочешь бежать от Господа, беги. Но знай, что за это бегство от Господа будешь изгнан огненным Херувимом из чертога райского блаженства. А если хочешь блаженствовать с Господом, не убегай от Него, а напротив – прибегай к Нему, поборая в себе греховное отчуждение от Него.

Я молюсь, – скажешь ты, – но молитва моя бездейственна и бесплодна. Действительно, бывает и такою молитва наша, но не по существу своему, а по немощи нашей. Молитва твоя бывает, бездейственна и бесплодна потому, что ты или молишься не о том, о чем следует молиться, или молишься не так, как следует. Будь мудр в твоей молитве, – говорит св. Исаак Сирин: Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся, то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам (Мф. 6:33). А если желаешь молиться о земном, проси себе того, что считаешь себе нужным и полезным. Но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. «Обаче не моя воля, – заключил Он молитву Свою ко Отцу, – но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

«Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений. Небесному Отцу простой и неухищренный лепет детей благоугоднее красноречий мудрых века сего. Избегай в молитве многословия, памятуя, что одно слово мытаря умилостивило Бога и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника на кресте, и блудный сын одним словом умилостивил отца своего. Не будь дерзновен в молитве, хотя бы ты стяжал чистоту. Напротив, приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием. Хотя бы ты взошел на вершину лестницы добродетелей, однако и тогда молись, как грешник. Ибо все мы грешники, хотя и в различной степени. Молись с верою, ибо вера воскриляет молитву, а без веры молитва не может возлететь на небо. Наконец, долго пребывая в молитве и не видя плода от нее, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, чтобы прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» («Лествица» слово 28). Если ты будешь молиться, не отринет тебя Господь. Молись сначала, как можешь, молитвой несовершенной, и Господь подаст тебе молитву совершенную. А сия последняя не только вознесет тебя на Фавор, но и на самое небо! Аминь».

В двадцатые годы прошлого столетия в годы гонения на Церковь, находясь в эмиграции, тяжело больной архиепископ Феофан не уставал молиться и укреплять людей в вере. В своей проповеди владыка обращался к нам с такими словами: «умолкни, о человек, для осуждения, для клеветы, для празднословия и вообще для суеты человеческой, и соделай слово твое орудием словесного служения Богу и правде Его». Для такой молитвы Господь призвал не только простых рыбаков, своих учеников, но и разбойника, блудницу, пьяницу, мытаря, и всех людей, решивших покаяться и последовать за Христом.
Дария Трофимова

?

Log in