Previous Entry Share Next Entry
В СТАРОДЕВИЧЬЕЙ ОБИТЕЛИ
gazeta_vozglas
Разыскивая Зачатьевский монастырь, я позвонила своей приятельнице, коренной москвичке, и она объяснила дорогу следующим образом: «Выходишь из метро, идешь прямо по улице. Мимо памятника, наискосок. А дальше сама увидишь!» Прошла я мимо памятника Фридриху Энгельсу, наискосок, и, действительно, увидела невдалеке сияющие золотом кресты и маковки. Увидеть-то увидела, но пройти к монастырю напрямую из-за многочисленных глухих заборов, оказалось невозможно. Скучающий охранник, возле  какой-то деревянной будки, который охотно указал путь: «Вдоль красной стены, до черной железной двери…»

Открываю нужную дверь и оказываюсь на стройке. Здесь возводится, как пояснили мне, пристройка к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Часть кладки состоит из кирпичиков с именами жертвователей.

В храме немноголюдно. Правый придел освящен в честь святых преподобных Иулиании и Евпраксии. Левый, так называемый «кипрский», в честь св. Киприана и Иустины. Белые стены внутри собора не расписаны. Слева, от главного алтаря, находится чудотворная святыня обители икона Божией Матери «Милостивая».

В 2010 году исполнилось 650 лет с основания Зачатьевского Алексеевского женского монастыря.


Первый монастырь был выстроен в 1360-х годах Митрополитом Алексием (Бяконтом) на землях, подаренных святителю Петру, митрополиту Московскому, ханом Золотой Орды Узбеком. Он именовался Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским - по престолу этой церкви. Летопись сохранила упоминание о возведении церкви: «Церковь святаго Алексия человека Божия вверх по реце Москве святый святитель Алексий постави во имя ангела своего, и в нем женский монастырь устрои и опщее житие…» 

У московского митрополита Алексия было две сестры, которых звали Иулия, и Ульяна. Они, презрев быстротечные удовольствия мира, приняли, по благословению своего старшего брата, монашеский постриг. Иулия приняла имя Евпраксии, а Ульяна стала Иулианией. Тридцать инокинь из других монастырей прибыли в новую обитель. Обитель существовала по общежительному уставу, введенному в монастырях северной части русских земель преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Общежительный устав (в отличие от особножительного) предусматривал, что у сестер обители не было ничего своего. В земной жизни они собирали сокровища не земные, но небесные, по заповеди Спасителя. Все несли послушания в храме и в монастырском хозяйстве, а трапезы проходили за общим столом. Монахиня Иулиания вскоре стала игуменией монастыря. Всегда и во всем помогала ей инокиня Евпраксия. Помимо молитв о спасении душ христианских, сестры занимались благотворительностью, помогая нуждающимся. Весной 1393 года пришло время упокоения игумении Иулиании. Через год скончалась ее сестра и сподвижница, монахиня Евпраксия.

Подобно большинству русских храмов того времени, Алексеевский монастырь был конечно же деревянным, и после особо страшного пожара 1547 года, уничтожившего 1/3  построек Москвы царь Иван Грозный велел перевести Алексеевский монастырь ближе к Кремлю. Часть насельниц обители перешла на новое место, но нашлись те, кто не хотел расставаться с местом, где подвизались преподобные угодницы Божии Иулиания и Евпраксия, и где получали первые монахини благословение от святителя Алексия.

Так появился Зачатьевский монастырь на Остоженке. Благочестивый царь Федор Иоаннович часто посещал обитель с супругой Ириной Годуновой, молясь о даровании чада. На средства, пожалованные царской четой, был воздвигнут храм Зачатия святой праведной Анны и Трапезный храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Недалеко от Зачатьевского монастыря стояло народное ополчение, возглавленное князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. Москва была освобождена от захватчиков, а в Зачатьевском монастыре приняла постриг сестра Минина, старица София.

После воцарения династии Романовых обитель получила жалованную грамоту, подписанную царем Михаилом Федоровичем. Грамота закрепляла за монастырем земельные угодья. Две царские дочери, сестры государя Алексея Михайловича, подвизались в Зачатьевской обители. Монастырь переживал время расцвета. Вокруг него селились родовитые люди, многие москвичи делали пожертвования, дарили богослужебные книги, церковную утварь.

Новый соборный храм, взамен обветшавшего, возводили с 1805 по 1807 год, знаменитые архитекторы братья Казаковы.

Тяжкое испытание постигло обитель во время войны 1812 года. Москва была оставлена жителями, но сестры государя Алексея Михайловича не захотели оставить стены родного монастыря. Разграбив монастырское имущество, французы подожгли обитель, но Господь защитил сестер – самого храма пожар не затронул. На небольшой территории нашли защиту от врагов и от пожара почти двести человек.

После освобождения Москвы Зачатьевский монастырь в очередной раз стал подниматься из руин. В середине 19-го века был возведен храм Сошествия Святого Духа на средства благотворительницы, В.М. Головиной,  урожденной княжны Львовой. Освятил храм митрополит Московский Филарет. Рядом построили больничный храм с жилым корпусом, богадельней, где нашли приют престарелые монахини. Сама благотворительница приняла  монашеский постриг и закончила в богадельне свои дни.

Была еще одна благотворительница, получившая знак от святителя Алексия. Московская купчиха А.А. Смирнова отложила деньги на помин души, но не могла решить, кому их передать. Однажды во сне перед ней предстал святитель Алексий, взял из рук женщины шкатулку и направился к Зачатьевскому монастырю. На другой день купчиха пришла к игумении, и передала деньги, на которые была построена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Но над страной разразилась очередная буря. К власти пришло Советское правительство, без пощады уничтожавшее священников и просто людей верующих.

В марте 1925 года отслужил в Зачатьевском последнюю свою службу Патриарх Тихон, скончавшийся через несколько дней. Монастырь был закрыт, а Чудотворную икону Божьей Матери «Милостивая» перенесли в храм пророка Илии Обыденного. На территории монастыря власти устроили колонию для беспризорников, несколько трудовых артелей.

Последняя игумения дореволюционного времени, матушка Мария, оставила свой жезл возле иконы Пресвятой Богородицы, в знак того, что не может больше помогать сестрам в деле спасения. Некоторые монахини были сосланы в Казахстан, кто-то нашёл себе работу или послушание в других действующих храмах. Собор Рождества Богородицы взорвали, на его месте построили школу.  

Восстановление монастыря началось в 1991 году. По благословению Патриарха Алексия II было создано сестричество во имя Милостивой иконы Божией Матери. В 1993 году, впервые после семидесяти лет разрухи, в Надвратном храме была совершена Божественная Литургия. 5 мая 1995 года Святейший Синод издал указ о возрождении деятельности обители, и в том же году правительство Москвы вернуло монастырские строения Церкви.

Настоятельницей обители стала игумения Иулиания (Каледа), возведенная в сан Патриархом Алексием II-м, который передал ей посох ее предшественницы, игумении Марии.

16 мая 2001 года основательницы обители святые преподобные Иулиания и Евпраксия были прославлены как местночтимые московские святые, а 24 июня 2008 года на Архиерейском соборе они были причислены к лику общероссийских святых. Ныне их мощи почивают под спудом в соборе.

После службы рассматриваю фотографии, размещенные на стенде у входа в храм. Трудно поверить, что каких-нибудь 15-20 лет назад здесь царила убогая серость типовых зданий и разруха.

Вновь действуют богадельня, пошивочная и иконописная мастерские, воскресная школа, пекарня. Службы проходят в четырех действующих храмах. Можно помолиться в часовне, освященной в честь св. Алексия, митрополита Московского.

Пути Господни неисповедимы, тем не менее, очень хочется верить, что  красота Рождественского собора будет согревать не только наши сердца и души, но и радовать внуков и правнуков. Благочестивые москвичи украшали храмы, приготовляя для себя вечные небесные обители. Последуем и мы их доброму примеру.
Сакунова Юлия


?

Log in